Социогенетическая теории развития Э.Эриксона

Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Центральное положение теории Э.Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.

Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и с разной скоростью – в этом состоит принцип концепции Э.Эриксона.

Теория Э. Эриксона возникла из практики психоанализа. По его мнению, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. В своих взглядах он придерживался принципа генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до старости. Центральными понятиями в периодизации Э.Эриксона являются идентичность и самоидентичность. Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в собственных глазах, действуя в самых разных жизненных обстоятельствах – движущая сила развития по Э.Эриксону.

Э.Эриксон выделяет определенные стадии жизненного пути личности. Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Однако решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живет.

Выделяются следующие стадии жизненного пути личности (соответствуют возрастным кризисам):

№ п/п Стадия Решаемые задачи
1.Младенческий возрастФормирование базового доверия к миру, преодоление чувства разобщенности и отчуждения
2.Ранний возрастБорьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и самостоятельность
3.Дошкольный возрастРазвитие активной инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности за свои желания
4.Период обучения в школеФормирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда, противостояние осознанию собственной неумелости и бесполезности
5.Подростковый и ранний

юношеский возраст

 

Первое цельное осознание себя и своего места в мире; неуверенность в понимании собственного «Я» («диффузия идентичности»)
6.Конец юности и начало зрелостиПоиск спутника жизни и установление близких дружеских связей, преодолевающих чувство одиночества
7.Зрелый периодБорьба творческих сил человека против косности и застоя
8.Период старостиХарактеризуется становлением окончательного цельного представления о себе, своем жизненном пути в противовес возможному разочарованию в жизни и нарастающему отчаянию

Решение каждой из этих задач, по Э.Эриксону, сводится к установлению определенного динамического соотношения между двумя крайними полюсами.

Развитие личности – результат борьбы этих крайних возможностей, которая не затухает при переходе на следующую стадию развития. Эта борьба на новой стадии развития подавляется решением новой, более актуальной задачи, но незавершенность дает о себе знать в периоды жизненных неудач. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Э.Эриксону, – это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

к содержанию ↑

Положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач

В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные «добродетели» личности. Но поскольку позитивные чувства всегда существуют и противостоят негативным, то и «добродетели» имеют два полюса. Так:

  • базовая вера против базового недоверия рождает НАДЕЖДУ или ОТДАЛЕНИЕ;
  • автономность против стыда и сомнения – ВОЛЮ или ИМПУЛЬСИВНОСТЬ;
  • инициативность против вины – ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ или АПАТИЮ;
  • трудолюбие против чувства собственной неполноценности -КОМПЕТЕНТНОСТЬ или ИНЕРЦИЮ;
  • идентичность против диффузии идентичности – ВЕРНОСТЬ или ОТРЕЧЕНИЕ;
  • близость против одиночества -ЛЮБОВЬ или ЗАМКНУТОСТЬ;
  • порождение против самопоглощенности – ЗАБОТУ или ОТВЕРЖЕНИЕ;
  • эгоинтеграция против потери интереса к жизни – МУДРОСТЬ или ПРЕЗРЕНИЕ.
к содержанию ↑

Краткое описание кризисов жизни человека по Эриксону

  1. Кризис 1-го года – связан с удовлетворением основных физиологических потребностей ребенка ухаживающим за ним взрослым. Значимый взрослый – мать. При позитивном развитии ребенка формируется доверие к людям. При слишком раннем отлучении ребенка от груди, в результате пренебрежения ребенком, плохом с ним обращении, его эмоциональной изоляции возникает недоверие к людям, уход от общения.
  2. Кризис 3-х лет – связан с первым опытом обучения, с приучением ребенка к чистоплотности. Если значимые взрослые – родители, которые понимают и принимают ребенка, помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии, приобретает самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека. Наоборот, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль развивает у него стыд и сомнения в себе. Он ощущает свою неприспособленность, боится потерять контроль над собственным организмом, у него формируется сильное желание скрыть от окружающих свою ущербность.
  3. Соответствует дошкольному детству. Здесь происходит самоутверждение ребенка. Он проявляет любознательность и активность в изучении окружающего мира, подражает взрослым, включается в полоролевое поведение, постоянно строит планы и пытается их осуществить. Все это способствует развитию чувства инициативы. При аномальном развитии переживания повторных неудач формируют чувство вины, пассивность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
  4. Школьный возраст. Здесь значимыми взрослыми становятся учителя, школа. В зависимости от царящей в школе атмосферы и методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или, наоборот, чувство собственной неполноценности. В первом случае формируются трудолюбие, чувство долга, стремление к достижению успеха, развиваются навыки и умения. В случае аномального развития – избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими детьми, конформизм, чувство тщетности прилагаемых усилий, обреченность на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью.
  5. Соответствует подростничеству и ранней юности. Его переживают дети обоего пола в поисках идентификации – усвоения образцов поведения значимых других людей, которыми являются, прежде всего, группы сверстников. Происходит активный поиск себя, жизненное самоопределение, решение вопроса «кем быть?» и экспериментирование в разных ролях. Становление мировоззрения. Четкая половая дифференциация в межличностном поведении. При аномальном развитии – путаница ролей, концентрация душевных сил на самопознании, стремлении разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, застенчивость. Снижение трудовой активности. Путаница в мировоззренческих установках, негативизм.
  6. Ранняя взрослость (20-40 лет) – связан с поиском близости с любимым человеком, с которым предстоит совершить цикл «работа – рождение детей – отдых» и обеспечить детям надлежащее развитие. Удовлетворенность личной жизнью. Стремление к контактам с людьми. Значимые другие: друзья, сексуальные партнеры, сотрудники, соперники. В случае аномального развития – избегание людей и особенно близких, интимных отношений с ними. Трудный характер, непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция. Появление первых симптомов душевных расстройств, возникающих якобы под влиянием враждебных сил.
  7. Кризис 40-60 лет – характеризуется развитием генеративности, чувства сохранения рода, выражающемся в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Чувство гордости за своих детей. Это период высокой продуктивности, творчества в самых разных областях. Зрелая полноценная, разнообразная жизнь. При аномальном развитии – застой, эгоизм, эгоцентризм, непродуктивность в работе, исключительная забота о самом себе, оскудение межличностных отношений в семье.
  8. Старение – это завершение жизненного пути, и его разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Подведение итогов, спокойная, взвешенная оценка прошлого, осознание цельности прожитой жизни, ее полноты и полезности, способность примириться с неизбежным, понимание того, что смерть не страшна. Значимые другие – «мой род» – все человечество. При аномальном развитии – отчаяние. Ощущение зря прожитой жизни, бессмысленности существования, потеря веры в себя и других, страх перед смертью и невозможностью начать жизнь заново.

Указанные стадии люди проходят с разной скоростью и с разным успехом. Неудачное разрешение кризиса на какой-то из них приводит к тому, что, переходя на новую стадию, человек переносит с собой необходимость решать противоречия, свойственные не только данной стадии, но и предыдущей стадии. Однако в этом случае это дается гораздо труднее.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *