А. Фрейд рассматривала детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Принцип удовольствия предполагает получение удовольствия индивидом. Принцип реальности ограничивает получение удовольствия в силу социальных норм и запретов и удовлетворение достигается обходными путями или вовсе не достигается.
Рисунок 2. – Дифференциация процессов развития и научения (Дж. Уотсон)
к содержанию ↑Линии развития Анны Фрейд
В процессе развития выделяются определенные линии, являющиеся универсальными для всех детей. А. Фрейд описала линии развития:
- линия кормления – от младенческой стадии до разумных привычек взрослого;
- линия опрятности – от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения;
- линия развития физической самостоятельности, отношения к старшим;
- линия развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.
А. Фрейд распространила основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. Для оказания психологической помощи ребенку и определения причин трудностей необходимо проанализировать не только бессознательные слои психики, но и получить максимально развернутое представление о всех компонентах личности (Я, Оно, Сверх-Я), об отношениях ребенка с внешним миром. Для получения данной информации большое значение имеет анализ детской игры, так как, увлекшись игрой, ребенок свободно проявляет используемые им защитные механизмы и бессознательные эмоции, скрывающиеся за ними.
к содержанию ↑А. Фрейд и проблема защитных механизмов
А. Фрейд разрабатывала проблему защитных механизмов, само понятие которых было введено З. Фрейдом. Защитные механизмы представляют собой совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности психики и нарушения баланса психодинамических сил. Наиболее значимыми защитными механизмами являются:
- вытеснение – вытеснение в бессознательное, отстранение и удержание вне сознания;
- регрессия – возвращение на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли, объектным отношениям;
- уход – физическое бегство или внутренний мысленный уход;
- реактивное образование – бессознательная маскировка тревоги, связанной с желаниями и мыслями, осуждаемыми Сверх-Я, обращением к прямо противоположному желаемому поведению;
- проекция – приписывание другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя;
- идентификация – у детей проявляется как идентификация себя с родителями;
- изоляция – совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий (например, с помощью ритуалов);
- замещение (смещение) – замена действительного источника тревоги или негативного аффекта менее могущественной и опасной фигурой;
- рационализация – искажение реальности с помощью ложной аргументации;
- сублимация – смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и социально приемлемые цели.
Генетически ранние способы защиты – вытеснение, регрессия, уход; более поздние способы защиты – рационализация, сублимация.