Развитие классического психоанализа в работах Анны Фрейд

А. Фрейд рассматривала детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Принцип удовольствия предполагает получение удовольствия индивидом. Принцип реальности ограничивает получение удовольствия в силу социальных норм и запретов и удовлетворение достигается обходными путями или вовсе не достигается.

Дифференциация процессов развития и научения

Рисунок 2.Дифференциация процессов развития и научения  (Дж. Уотсон)

к содержанию ↑

Линии развития Анны Фрейд

В процессе развития выделяются определенные линии,  являющиеся универсальными для всех детей. А. Фрейд описала линии развития:

  • линия кормления – от младенческой стадии до разумных привычек взрослого;
  • линия опрятности – от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения;
  • линия развития физической самостоятельности, отношения к старшим;
  • линия развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

А. Фрейд распространила основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. Для оказания психологической помощи ребенку и определения причин трудностей необходимо проанализировать не только бессознательные слои психики, но и получить максимально развернутое представление о всех компонентах личности (Я, Оно, Сверх-Я), об отношениях ребенка с внешним миром. Для получения данной  информации большое значение имеет анализ детской игры, так как, увлекшись игрой, ребенок свободно проявляет используемые им защитные механизмы и бессознательные эмоции, скрывающиеся за ними.

к содержанию ↑

А. Фрейд и проблема защитных механизмов

А. Фрейд разрабатывала проблему защитных механизмов, само понятие которых было введено З. Фрейдом. Защитные  механизмы представляют собой совокупность действий, направленных на уменьшение или устранение угрозы целостности  психики и нарушения баланса психодинамических сил. Наиболее значимыми защитными механизмами являются:

  • вытеснение – вытеснение в бессознательное, отстранение и удержание вне сознания;
  • регрессия – возвращение на более ранние стадии развития к предыдущим формам поведения и мысли, объектным  отношениям;
  • уход – физическое бегство или внутренний мысленный уход;
  • реактивное образование – бессознательная маскировка тревоги, связанной с желаниями и мыслями, осуждаемыми Сверх-Я, обращением к прямо противоположному желаемому поведению;
  • проекция – приписывание другому лицу желаний и мыслей, осуждаемых и недопустимых для самого себя;
  • идентификация – у детей проявляется как идентификация себя с родителями;
  • изоляция – совокупность приемов, позволяющих прервать временную последовательность мыслей или действий (например, с помощью ритуалов);
  • замещение (смещение) – замена действительного источника тревоги или негативного аффекта менее могущественной и опасной фигурой;
  • рационализация – искажение реальности с помощью ложной аргументации;
  • сублимация – смещение инстинктивных врожденных влечений на социально желаемые и социально приемлемые цели.

Генетически ранние способы защиты – вытеснение, регрессия, уход; более поздние способы защиты – рационализация,  сублимация.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *