Основные проблемы возрастной психологии и психологии развития

Основной проблемой возрастной психологии и психологии развития на протяжении многих лет остается проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения человека. Указанная проблема связана с поиском ответов на следующие вопросы:

  • Как соотносятся данные человеку от рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания?
  • Как эти же особенности могут трансформироваться при возможности обучения, воспитания?
  • Как связаны между собой приобретение знаний, умений, навыков и интеллектуальные способности?
  • Как интеллектуальные способности человека связаны с формированием личностных качеств?

Вопросов много, но существует понятие «индивидуальное развитие», которое во многом может перечеркнуть уже имеющиеся знания о развитии какой-либо функции, либо качества. И тогда требуется новое объяснение уже имеющегося (Например, наблюдающееся сейчас резкое разделение высокоинтеллектуального развития, и наоборот, низкого развития интеллекта, – от чего зависит? От изменения климатических условий? От изменения социальных условий? От биохимической перестройки? Или от всех факторов, действующих совместно?).

Существует немало теорий, которые излагают ту или иную точку зрения на эти проблемы:

к содержанию ↑

Доминирование наследственности. Эволюционная теория развития

Посылка: созревание психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих вначале в виде задатков.

Доказательство: в процессе онтогенеза (индивидуального развития) психических и поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в зародыше не содержалось бы в отногенезе, т.е. все то, что появляется далее в процессе развития, всегда изначально имеется в виде задатков. А они, преобразовываясь, развиваясь и развертываясь, затем превращаются в способности, причем по законам биологического созревания организма. Эта концепция называется эволюционной теорией развития.

к содержанию ↑

Доминирование средовых факторов. Революционная теория развития

Данная теория полностью отвергает значение и роль генетических наследственных факторов в развитии: «…у любого человека, независимо от его природных, анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, причем доведя их развитие до любого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».

Вероятностная или стохастическая теория развития

Суть этой теории заключается в том, что конечный результат любого развития, достигаемый на каждой его ступеньке, изначально в генотипе никогда не заложен, но и полностью произвольным, совершенно не зависящим от генотипа, этот результат тоже не может быть. Это объясняется тем, что:

  • изменения, которые происходят на каждой ступени развития, связаны с генотипом и со средой;
  • эти изменения могут определяться случайным стечением обстоятельств, т.е вероятностью в жизни индивида.

Вывод: то, что индивид приобретает на каждой ступеньке развития, в большей степени зависит от того уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития.

к содержанию ↑

Функциональная теория

Особенностью данной теории является лаконичная простота, с которой авторы указывают на то направление, которое примет развитие, если формирование и преобразование той или иной психической функции определится тем, как часто она используется в жизни индивида.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *