Предмет, задачи возрастной психологии

По конвенциональному принципу для обозначения данной области психологического знания используется несколько понятий:

  • возрастная психология (изучает непосредственно сами возрастные особенности психики);
  • психология развития (изучает сам процесс развития);
  • генетическая психология (изучает особенности наследования и последующего развития).

Суммируя накопленный опыт и знания указанных выше дисциплин, можно определить возрастную психологию как науку, изучающую различные особенности проявления психики на разных возрастных этапах, т.е. возрастная психология – это область психических знаний, которая изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза. 

В соответствии с этим выделяются (по Д.Б. Эльконину и Л.С. Выготскому):

  • детская психология (от рождения до 11 лет);
  • подростковая психология (от 11 до 15 лет);
  • юношеская психология (от 15 до 21);
  • психология взрослого человека (от 21 до 55,60); – геронтопсихология (от 60 и далее).

Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития – основными достижениями, сопутствующими образованиями и новообразованиями, определяющими особенности конкретной ступени психического развития, в том числе особенности развития самосознания.

Главный принцип возрастной психологии – это принцип развития психики в деятельности.

к содержанию ↑

Предмет возрастной психологии

  • психологические характеристики развития познавательной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер индивидов разных возрастных групп (психологические возрастные нормы);
  • особенности психологического развития людей при переходе от одного возраста к другому (кризисы).

Особенность предмета возрастной психологии заключается в:

  • специфическом понимании и действии законов, вызывающих изменения, происходящие в психике человека в связи с переходом от одного возраста к другому;
  • специфическом понимании и определении самого понятия «возраст», как точки отчета всех нормативных возрастных показателей;
  • условиях, движущих силах и законах природы, которые определяют направленностьи избирательность развития.

Три перечисленных блока взаимосвязаны между собой и раскрывают специфическую суть предмета возрастной психологии, указывают направление и избирательность развития психики человека.

к содержанию ↑

Первый блок

Первый блок включает три вида изменений, происходящих в психике и поведении человека:

  1. Возрастные эволюционные изменения – это основательные, стабильные, качественные, растянутые во времени, количественные изменения, которые охватывают значительные периоды жизни человека – от нескольких месяцев (для младенцев), до нескольких лет (индивидов старшего возраста).

Характеризуются: устойчивостью, необратимостью, не требуют подкрепления, однажды сформировавшись, остаются навсегда. Их функция – преобразование психики человека в сторону прогресса.

Зависят от следующих факторов:

  • биологического созревания (строение всех органов и систем и т.д.);
  • психофизиологического состояния организма (влияние физиологических и гормональных процессов и т.д.);
  • места индивида в системе социальных отношений (статус и структура семьи, материальное и духовное благосостояние и т.д.);
  • уровня интеллектуального развития (способность усваивать, классифицировать, отторгать (как не состоятельные) модели и паттерны поведения и т.д.).
  1. Революционные изменения – переносят индивида на качественно новый уровень развития, совпадают со всеми кризисами возрастного развития и могут совпадать с критическими жизненными событиями.

Характеризуются: устойчивостью, необратимостью, не требуют подкрепления, могут изменять психологию развития человека как в сторону прогресса, так и регресса. Качество изменений зависят от:

  • уровня протекания изменения (степень глубины, которая затрагивается), например, сензитивный период развития акцентуаций от 3-х до 7-ми лет, в 25 лет происходит какое-либо жизненное событие, которое в корне меняет развившуюся до этого акцентуацию – соответственно, фактически меняется результат 18-летнего опыта – глубокие изменения);
  • скорости протекания (может быть несколько минут, например, инсайт, до 6 месяцев, например, реакция на травматическое стрессовое событие).
  1. Ситуационные изменения – это изменения, которые возникают под влиянием конкретной временной сложившейся ситуации.

Характеризуются: неустойчивостью, обратимостью, требуют закрепления.

к содержанию ↑

Второй блок

Второй блок раскрывает понятие «возраст». Возраст – это точка отсчета, которая способствует определению нормативности поведения и развития человека. Для каждого возрастного этапа характерны свои особенности развития.

Характеризуется:

  • в каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста никогда больше не повторяется;
  • познавательные процессы человека имеют свои возрастные особенности;
  • любые характеристики возраста проявляются в особенностях личности, в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения;
  • возраст – основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии;
  • опираясь на возрастные критерии устанавливается уровень психического и психологического развития человека в целом.

Следует также учитывать, что понятие «возраст» имеет несколько значений, в рамках которых могут трактоваться вышеизложенные критерии. Выделяют:

  • абсолютный (календарный) возраст (год, месяц, неделя, день);
  • условный возраст (возраст развития) – место человека в эволюционно-генетическом ряду;
  • хронологический возраст – от момента зачатия до конца жизни;
  • биологический – определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним уровнем развития;
  • психологический возраст – определяется в сравнении уровня психического развития с существующими нормами, характерными для каждого отдельного возрастного этапа;
  • социальный возраст – определяется в сравнении социального развития с существующими статистическими нормативами.

Устанавливая действительный возраст человека необходимо учитывать все имеющиеся варианты и комбинации. Для этого существует достаточное количество методик, тестов, определяющих и фиксирующих уровень возрастного развития.

к содержанию ↑

Третий блок

Третий блок включает в себя изучение и объяснение движущих сил, условий и законов психологического и поведенческого развития человека.

Движущие силы – это те факторы, которые определяют собой развитие человека, являются его причинами, содержат в себе побудительные источники развития. К движущим силам относят: наследственность, среду и активность (в частности – противоречие).

Условия психического и психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые существенно влияют на развитие психики и поведения, постепенно направляя его ход, что, в свою очередь, формирует динамику и определяет конечный результат развития.

К внутренним условиям относят биохимические, психологические и др. процессы и состояния человека, который определяют начальный толчок в развитии. (Например, подростковый возраст, как гормонозависимый или развод, как психотравма).

К внешним обычно относят природную и социальную среду. Природная среда определяется влиянием климатических, территориальных, суточных и т.д. особенностей, которые способствуют специализации развития. Социальная среда определяется теми микро- или макросоциальными условиями, в рамках которых происходит дифференциация развития (семья, детский сад, школа – любые социальные группы).

Законы определяют общие и частные закономерности, при помощи которых описывается и может корректироваться психическое и психологическое развитие. К таким законам относят, например, закономерности процесса созревания или концепцию взаимодействия ответного и оперантного поведения Бижу и Баера. Опираясь на эти законы, развитием можно управлять.

Каждый описанный выше параметр, раскрывающий суть предмета возрастной психологии, однозначно указывает на главную трудность при описании развития. Эта трудность заключается в соблюдении обязательного условия – необходимо учитывать и прослеживать влияние каждого фактора, условия и т.д. на процесс развития. Изучение совокупности, интегральности         и дифференциации указанных выше параметров при описании развития максимально полно отразит тот единственный и неповторимый вариант развития конкретного человека.

к содержанию ↑

Задачи возрастной психологии

Задачи возрастной психологии вытекают из ее предмета. Самыми главными задачами на сегодняшний день являются:

  • изучение динамики развития человека в каждом возрастном периоде;
  • изучение движущих сил, источников и механизмов психического развития;
  • изучение проблем периодизации психического развития в онтогенезе;
  • изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов в онтогенезе;
  • определение возрастных норм психических функций на каждом возрастном этапе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *