Психология развития является более общим теоретическим курсом и представляет своего рода методологическую основу возрастной психологии и детской психологии. В центре внимания дисциплины находится:
- анализ содержания и различные аспекты применения в психологии принципа развития;
- новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов;
- общие закономерности становления психики.
Наибольшее значение для психологии развития имеет изучение факторов, полученных при исследовании динамики формирования когнитивных процессов (мышления, памяти, восприятия), индивидуальных особенностей и черт личности, социализации. Результаты таких исследований показывают, как появляется у ребенка образ мира, система представлений о себе и других, каким образом в структуре личности соединяются индивидуальные качества и социально заданные нормативы и ценности, что дает культура для формирования психики. Именно эти данные являются востребованными другими отраслями психологии – общей, социальной, педагогической и т.д.
Психология развития испытывает определенные методологические проблемы, которые отражаются в содержании детской и возрастной психологии – в дискуссиях по проблемам периодизации, соотношения обучения и развития, общения со взрослыми и сверстниками, механизмов развития и защиты. Острота этих дискуссий связана с необходимостью интегрировать в единую систему знания о развитии психики, накопленные учеными, которые работали в различных психологических школах и направлениях, – психоанализе, бихевиоризме, когнитивной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии, отечественной психологии. Важным аспектом в работах ученых разных школ становится изучение изменений, которые происходят в содержании и структуре психики в кризисные моменты развития общества, так как именно в эти периоды отчетливо видно, какое влияние оказывают на психику, на личностную и социокультурную идентичность новое социальное окружение, новые ценности и установки, как взаимодействуют между собой интеллектуальные и эмоциональные компоненты в создании образа мира. Итак, подведя итог, можно сделать заключение, что:
Психология развития – это общий теоретический курс, который представляет собой:
- поиск общих закономерностей развития психики;
- анализ движущих сил и механизмов развития;
- становление отдельных сфер психики в разные возрастные периоды и в разных культурах.
В психологии развития исследуются следующие функции
- Описательная – предполагает представление феноменологии процессов развития, с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний (источник развития).
- Объясняющая – (почему это произошло) предполагает выявление причин, факторов и условий, которые повлекли за собой наступившие изменения в поведении и переживании. В основе – схема причинно-следственных связей.
- Прогнозирующая – (к чему приведет) основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами.
- Коррекционная – управление развитием через изменение возможных причин.
Вывод: итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции развития становится модель или теория развития.
к содержанию ↑Задачи психологии развития
Задачи психологии развития опираются на ее функции:
- Ориентация в жизненном пути. Данная задача предполагает ответ на вопрос: что имеем?, т.е. определение уровня развития.
- Определение условий развития и изменения. Данная задача предполагает ответ на вопрос: как это возникло?, т.е. каковы причины и условия, которые привели к данному уровню развития.
- Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности. Данная задача предполагает ответ на вопрос: что будет, если..?, т.е. прогноз не только хода развития, но и предпринятых мер вмешательства.
- Объяснение целей развития и коррекции. Данная задача предполагает ответ на вопрос: что должно быть?, т.е. определяет, что возможно, реально, а что должно быть исключено.
- Планирование коррекционных мероприятий. Данная задача предполагает ответ на вопрос: как могут быть достигнуты цели?, т.е. что нужно сделать, чтобы получить от вмешательства ожидаемый эффект.
- Оценка коррекции развития. Данная задача предполагает ответ на вопрос: к чему это привело?, т.е.,что дали коррекционные мероприятия.
Связь психологии развития с другими дисциплинами
Психология развития, как и любая другая отрасль психологии, тесно связана с философией, естествознанием, этнографией, социологией, теорией культуры, искусствоведением, математикой, логикой, языкознанием, биологией, генетикой, физиологией, культурной антропологией и психологическими дисциплинами, а также такими, как, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология, психология личности, педагогическая психология, клиническая и медицинская психология. Каждое из направлений исследует свою смежную область, в которой востребованы законы, функции и задачи психологии развития.