Комплекс методов исследования, которыми пользуются возрастная психология и психология развития, состоит из трех взаимосвязанных блоков.
Первый блок – это методы, которые используются для изучения когнитивных (познавательных) процессов: восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение.
При помощи данных методов решаются следующие задачи:
- извлекается исчерпывающая информация о возрастных особенностях в познавательных процессах;
- извлекается информация о преобразованиях, происходящих в познавательных процессах при переходе человека из одного возраста в другой.
Второй блок – это методы, которые используются для изучения индивидуальных и возрастных различий у человека. Особое место занимает «Метод близнецов», при помощи которого исследуются сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. Это позволяет раскрыть одну из важных проблем в психологии развития – проблему генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека.
Третий блок – это методы, посредством которых исследуются межличностные отношения в разных группах, а также между детьми и взрослыми.
Все методы и методики, которые используются в возрастной психологии, должны быть обязательно адаптированы к тому возрасту, который исследуется.
к содержанию ↑Особенности применения методов исследования в возрастной психологии и психологии развития
Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии и психологии развития. Имеет множество вариантов. Основная задача данного метода – накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение бывает:
- сплошное – когда специалиста интересуют все особенности поведения человека;
- выборочное – когда фиксируются только некоторые из особенностей поведения человека.
Необходимо соблюдать ряд требований при использовании метода наблюдения, они заключаются в:
- Четко поставленной цели.
- Разработке схемы наблюдения (Наблюдатель должен знать, что именно он может увидеть и как это фиксировать).
- Объективизация наблюдения, т.е. оно должно быть объективным. (Описывается сам факт – действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не субъективное истолкование наблюдателя).
- Систематичности наблюдений.
- Наблюдение должно быть естественным (Ребенок или взрослый человек не должен знать о том, что за ним наблюдают, иначе поведение изменится).
Особенности наблюдения у детей
Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, находится в прямой зависимости от возраста.
- В период от рождения до 2-3 месяцев – наблюдения необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.
- От 2-3 месяцев до 1 года – один раз в неделю.
- От 1 года до 3 лет – один раз в месяц.
- От 3 до 6-7 лет – раз в полгода, с участием специалиста.
- От 6-7 лет до 11-12 лет – один раз в год, с участием специалиста.
Чем меньше лет ребенку, тем меньше должен быть интервал проведения наблюдения, так как чем моложе ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.
Текущие наблюдения должны быть научными и сопровождаться ведением систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.
Опрос имеет две формы: устную и письменную.
Проведение любой формы опроса у детей может быть связано с определенными трудностями. К примеру, ребенок не всегда способен понять адресованные ему вопросы, потому что система понятий и формы мышления, которые используют дети, существенно отличаются от системы, используемой взрослыми.
Беседа – эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним.
Проводить беседу с детьми следует в естественной для них обстановке, вопросы должны быть подготовлены заранее и переформулированы в соответствии с детским восприятием и уровнем детского мышления.
Анализ продуктов деятельности – метод изучения человека через интерпретацию продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники).
Тестирование или тест – это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Тест должен быть обязательно адаптирован к тому возрасту человека, который исследуется.
Эксперимент – различают лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда и т.д., но со специальной их организацией, с изучением результатов.