Гуманистическая теория развития К.Роджерса

Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания себя, определения себя. В своей основной теоретической работе К.Роджерс определяет ряд понятий, из которых он развертывает теорию личности и модели терапии, изменения личности и межличностных отношений. Первичные конструкции, представленные в этой работе, составляют систему координат, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о самих себе.

к содержанию ↑

1. Поле опыта

Поле опыта уникально для каждого индивидуума; это поле опыта или «феноменальное поле» содержит «все, что происходит внутри оболочки организма в любой данный момент, что потенциально доступно познаванию». Оно включает события, восприятия, ощущения, воздействия, которых человек, может быть, не сознает, но мог бы сознавать, если бы сфокусировался на них. Это частный, личный мир, который может соответствовать, а может и не соответствовать наблюдаемой, объективной реальности.

к содержанию ↑

2. Самость

В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она окажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы «замораживаем» фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. К.Роджерс говорит, что «мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, научением… результат, очевидно, является гештальтом, конфигурацией, в которой изменение незначительного аспекта может полностью изменить всю фигуру». Самость – это организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации.

к содержанию ↑

3. Идеальная самость

Идеальная самость – это «представление себя, каким индивидуумом более всего хотел бы располагать, которому он придает наибольшую ценность для себя». Как самость, это сдвигающаяся, изменяющаяся структура, постоянно подлежащая переопределению. Степень, в какой самость отличается от идеальной самости – один из показателей дискомфорта, неудовлетворенности и невротических трудностей. Принятие себя таким, каким он хотел бы быть, – признак душевного здоровья. Такое принятие не есть покорность, сдача позиций, это способ быть ближе к реальности, к своему актуальному состоянию. Образ идеальной самости, в той мере, в какой он сильно отличается от реального поведения и ценностей человека – одно из препятствий личному росту.

к содержанию ↑

4. Конгруэнтность и неконгруентность

Конгруэнтность определяется как степень соответствия между сообщаемым, испытываемым и наличным для опыта. Она описывает различия между опытом и сознаванием. Высокая степень конгруэнтности означает, что сообщение (то, что вы выражаете), опыт (то, что происходит в вашем поле) и познавание (то, что вы замечаете) более или менее одинаковы. Ваши наблюдения и наблюдения внешнего наблюдателя будут соответствовать друг другу.

Конгруэнтность хорошо соответствует дзен буддийской формуле: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю».

Неконгруэнтность имеет место, когда есть различия меду сознаванием, опытом, и сообщением об опыте. Человек, который, повидимому, сердит (сжатые кулаки, повышенная интонация голоса, агрессивная стилистика), говорит, когда его спрашивают, что он совершенно не сердится; люди говорят, что прекрасно проводят время, между тем они скучают, чувствуют себя одинокими, или им не здоровится, – примеры неконгруэнтности. Она определяется как неспособность не только точно воспринимать, но и точно выражать свой опыт.

Инконгруэнтность может ощущаться как напряжение, тревожность, в более серьезном случае – как внутреннее замешательство. Пациент психбольницы, утверждающий, что он не знает, где он находится, что такое больница, какое сейчас время дня, и даже кто он такой, демонстрирует высокую степень неконгруентности. Рассуждение между внешней реальностью и тем, что переживает субъективно, стало столь значительным, что человек уже не может функционировать.

к содержанию ↑

5. Тенденция к самоактуализации

Существует фундаментальный аспект человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Более того, это стремление свойственно не только людям; это составляющая часть процесса во всем живом.

По К.Роджерсу, тенденция в самоактулизации – не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации – единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе… Самость, например, – важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя».

к содержанию ↑

6. Препятствия к росту

К.Роджерс полагает, что препятствия возникают в детстве и являются нормальным аспектом развития. То, чему ребенок научается на одной стадии, должно быть переоценено на следующей. Мотивы, преобладающие в раннем детстве, могут препятствовать развитию позже.

7. Социальные отношения

Ценность отношений – центральная тема работы К.Роджерса. Ранние отношения могут быть конкретными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее.

8. Брак

Брак – необычное отношение. Оно потенциально длительно, оно интенсивно и несет в себе возможность длительного роста и развития. К. Роджерс полагает, что браку свойственны те же основные законы, которые действуют для энкаунтер-групп, терапии и других отношений. Наилучшие браки осуществляются между людьми, которые когерентны сами, наименее отягощены «условиями ценности», и способны на подлинное принятие других. Когда брак используется для поддержания инконгруэнтности или подкрепления существующих защитных тенденций, он менее удовлетворяет и менее устойчив.

Представления К. Роджерса о любых длительных интимных отношениях, таких как брак, фокусируются в четырех основных элементах: постоянно поддерживаемое обязательство, выражение чувств, неприятие специфических ролей и способность разделить внутреннюю жизнь партнера. Каждый из этих элементов как обязательство, соглашение относительно идеала для продолжающегося благотворного и значимого отношения

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *