Биогенетическое направление в психологии развития

Теория С. Холла, несмотря на критику многих психологов, стала первой широко известной концепцией детского развития, пробудившей интерес и у других исследователей. Значение работ С. Холла состоит в том, что это был поиск закона, логики развития; была сделана попытка показать, что между историческим, социальным и индивидуальным развитием человека существует определенная взаимосвязь, установление точных параметров которой до сих пор остается задачей для ученых.

С. Холл является также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма. Согласно ей, на ребенке сосредоточены исследовательские интересы многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Таким образом, педология как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции С. Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала почти до середины XX в. Популярность педологии объяснялась, главным образом, ее ориентированностью на практику, связью с непосредственными нуждами педагогики и практической психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с комплексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы были ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С. Холл реализовал идею создания экспериментальной психологии развития, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии. Пионерами педологии били врачи и биологи, имевшие в своем распоряжении большое количество объективных методов исследования детей; в психологии в то время таких методов не было.

Однако со временем на первый план выходит именно психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х гг. XX в., педология приобретает ярко выраженную психологическую направленность.

к содержанию ↑

Теория рекапитуляции Г.С.Холла

Г.С.Холл распространил действие биогенетического закона, суть которого заключается в том, что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же стадии, что и весь род за время своего существования, и доказал, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

На основе выдвинутых положений выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей (границы не являются жесткими).

  1. От рождения до 5 лет – стадия «рытья и копания». На этой стадии дети любят играть в песке, манипулировать с ведерком или совочком и т.д.
  2. От 5 лет до 11 лет – стадия «охоты и захвата». На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородится от взрослых, особенно посторонних и стремление делать многие вещи тайком.
  3. От 8 лет до 12 лет – «пастушеская» стадия. Дети стремятся иметь свой собственный уголок, строят укрытия. Дети играют с домашними животными, ухаживают за ними, заботятся.
  4. От 11 лет до 15 лет – «земледельческая» стадия. Появляется интерес к погоде, явлениям природы, желание заняться садоводством, у детей появляется наблюдательность, осмотрительность.
  5. От 14 лет до 20 лет – стадия «промышленности и торговли». Начинает осознаваться роль денег, значение точных наук. Возникает стремление меняться различными предметами.
к содержанию ↑

Теория созревания А.Гезелла

А. Гезелл (1880-1971) проводил лонгитюдное изучение психического развития детей с рождения до подросткового возраста с помощью повторяющихся срезов. Он сделал весомые шаги к тому, чтобы поставить изучение проблем развития маленьких детей на научную основу, проследить фазы развития отдельных слагаемых от рождения до подросткового возраста. А.Гезелла интересовало, как изменяется детское поведение с возрастом, он хотел составить примерный временной график появления конкретных форм психической активности, начиная с двигательных умений ребенка, его предпочтений в занятиях, включая и интеллектуальные интересы. Сам А.Гезелл называл свой метод исследования «биографическилабораторным». В созданном им центре (лаборатории) использовалась специальная аппаратура для объективной регистрации (фото- и киносъемки) моторики, речи, социального взаимодействия детей, применялось стекло с односторонней проницаемостью («зеркало Гезелла»). Он стремился приблизить условия наблюдения к естественным условиям жизни ребенка. В специально оборудованной экспериментальной комнате ребенку предоставлялась возможность выбрать род занятий – игра с песком или с водой, приготовление еды, подвижные игры (в одиночку или в общении с другими детьми). Диагносты и консультанты могли понаблюдать за характерными способами поведения ребенка, а не ориентироваться только на сообщения родителей.

А.Гезелл также использовал метод сравнительного изучения развития близнецов, развития в норме и патологии (например, у слабовидящих детей). В результате им был составлен «Атлас поведения младенца» из 3200 фотографий, тщательно описана феноменология развития (роста) детей до 16 лет, выведены показатели норм развития в отношении моторики, речи, поведения. Система тестов А.Гезелла составила основы практической диагностики психического развития ребенка в рамках нормативного подхода.

Согласно теории созревания А.Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Физический рост, двигательное и психическое развитие проходят ряд возрастных стадий в строго определенной последовательности. Выявленные А.Гезеллом этапы отличаются преимущественно темпом развития, количественным «приростом поведения». Сформулированный А.Гезеллом общий закон развития гласит, что темп психического развития наиболее высок и достижения наиболее значительны в первые годы жизни; по мере взросления ребенка происходят замедление, затухание скорости развития.

Периодизация возрастного развития (роста) А.Гезелла предлагает расчленение детства на периоды развития по критерию изменения внутреннего темпа роста:

  • от рождения до 1 года – наиболее высокий темп развития;
  • от 1 года до 3 лет – средний;
  • от 3 до 18 лет – низкий темп развития.

В центре научных интересов А.Гезелла было именно раннее детство – до трехлетнего возраста. А.Гезелл рассматривал развитие ребенка как форму адаптации к среде, основанную на биологических факторах созревания организма.

к содержанию ↑

Теория конвергенции двух факторов развития В. Штерн

Немецкий психолог В. Штерн (1871-1938) изучал духовное развитие ребенка, формирование целостной структуры его личности. Само развитие В.Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам[1] окружающего мира, влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. В.Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков – направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок.

Сохранение индивидуальных особенностей по В.Штерну возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, т.е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. В.Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка достаточно неопределенны. Среда помогает ему осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые противоречат его наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее, чтобы понять, что нужно ему для хорошего самоощущения и что в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. В.Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов идет – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (память), а затем мышление, т.е. от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Таким образом, В.Штерн повлиял практически на все области психологии развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

[1] Гештальт (Gestalt) – немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие “целостность”.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *