Глоссарий

Депривация (лишения, потеря)— психическое состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей, в виду отсутствия предмета удовлетворения потребности

Фрустарция — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения потребностей, в виду наличия препятствий на пути удовлетворения потребности.

Фиксация — термин используется в тех случаях, когда человек не развивается нормально от фазы к фазе, а остается на какой-то определенной фазе развития. Человек, фиксированный на определенной фазе, имеет тенденцию искать удовлетворение своих потребностей более простыми способами, характерными для стадии фиксации.

Отрицание — защитный механизм личности, который предполагает, отказ личности признавать какое-либо неприятное событие, собственное действие, ситуацию.

Проекция — защитный механизм личности, который предполагает, приписывание индивидом собственных неприемлемых мыслей, чувств, действий другим людям или окружению.

Сублимация — защитный механизм личности, который предполагает, перенос агрессивной и сексуальной (неприемлемых импульсов) энергии в социально приемлемое русло.

Рационализация — защитный механизм личности, который представляет собой образование ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение преподносится как разумное и заслуживающее одобрения

Реактивное образование защитный механизм личности, который предполагает, подавление неприемлемого импульса, и образование в сознании противоположного импульса (приемлемого).

Архетипы — это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами.

Персона – это то, что мы предъявляем окружающему миру (маска), через персону мы взаимодействуем с другими людьми. Персона (личность) включает в себя наши социальные роли.

Анима – бессознательная женская часть в мужчине.

Анимус – бессознательная мужская часть в женщине.

Самость главный архетип, архетип психологического строя и целостности личности. Это единство сознания и бессознательного, баланс различных противоположных элементов психики.

Индивидуация – процесс восхождения эго к самости.

Самореализация – итог достижения личностью самости.

Эго-идентичность – целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я — тот же самый).

Черта – предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Оперантное поведение обусловливание типа R, чтобы подчеркнуть важность реакции определяющей поведение, то есть поведение определяется событиями, которые следуют за реакцией (подкреплением).

Респондентное поведение — это скиннеровская версия, классического павловского обусловливания, обусловливаниее типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее.

Реакция – это внешняя, наблюдаемая часть поведения, которую можно связать с событиями окружающей среды.

Оперант – это поведенческий акт, который не предполагает наличия внешнего побуждающего стимула, нельзя связать ни с одним стимулом.

Валентность – ценность, значимость региона для конкретного человека

Локомоция – осуществление связи между регионами, действия происходящие как в реальном, так и в нереальном плане

Тенденция актуализации – врожденный мотивационный процесс, направленный на максимальное выявление и развитие всех способностей и лучших качеств личности, заложенных в ней от природы. ТА предполагает выбор личностью того, что ей нравится и того, что получается хорошо.

Тенденция самоактуализации – тенденция к росту и развитию способностей с целью стать полноценно функционирующей личностью.

Организмический оценочный процесс – это оценка организмом человека того, что ему больше всего конституционально подходит.

Я-концепция – совокупность представлений человека о самом себе

Конструкт — это способ конструирования, или интерпретации мира, событий, поведения людей.

Интериоризация – перевод первоначально внешнего практического действия, процесса во “внутренний психический план”.

Предметная деятельность – деятельность, направленная на овладение социально-выработанными способами употребления различных культурных предметов

Потребность – нужда человека в чем-либо.

Мотив – опредмеченная потребность

Личность – это человек, взятый в системе устойчивых, социально обусловленных психологических характеристиках, которые формируются в общественных связях и отношениях, определяют его поступки, регулируют и обусловливают внутренние состояния и психические процессы

Мотивы-стимулы – побуждающие мотивы, лишенные смыслообразующей функции.

Мотивы-цели (смыслообразующие мотивы) – побуждающие деятельность и придающие ей личностный смысл.

Индивид – целостное генотипическое образование.

Индивидуальность — неповторимое сочетание в природе человека таких подструктур – как индивид, личность и субъект деятельности. Индивидуальность – это гармоничные отношения между вышеназванными подструктурами.

Характер – это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности, которые проявляются у личности в типичных ситуациях и определяют способы деятельности.

Способности – мера успешности и эффективности выполнения деятельности, степень продуктивности личности как субъекта деятельности.

Темперамент – характеризует преимущественно формальнодинамические аспекты поведения личности, ее энергетику, «внешнюю картину поведения» человека. Это характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: темп, ритм, интенсивность психических процессов.

Парадигма оформленная система научного знания, которая формирует общепризнанное направление в рамках определенной научной дисциплины.

Развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных и качественных преобразований психики человека.

Гетерохронность – разновременность, асинхронность, несовпадение по времени фаз развития отдельных органов и функций

Сензитивность развития – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию).

Активность личности – избирательное реагирование личности на ситуацию, ее изменение.